?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
93. ПВЛ о варягах (продолжение)
Варяги, Русь
alex_oleyni
Далее в летописи под тем же 862 годом идет сообщение о том, что новгородцы тоже от варяжского рода, но прежде были словены.
862. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене.
….Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене(пер. Лихачева)

Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни…и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне . (ПСРЛ. т.1)


и по тѣмь городомъ суть находницѣ . Варѧзи . пѣрвии наслѣдници в Новѣгородѣ Словенѣ(ПСРЛ. т.2)

В Ипатьевской летописи нет первой фразы из Лаврентьевского списка. Оба предложения дублируют во многом друг друга. По этой причине ее, скорее всего, и убрали. Это еще раз показывает, что Ипатьевская летопись подверглась более тщательной редактуре по смыслу, чем Лаврентьевская.

Никоновская:«иже суть Наугородстии людие и до нынешняго дне, прежде бо нарицахуся Словене, а ныне Русь отъ техъ Варягъ прозвашася: сице бо Варязи звахуся Русью.» (ПСРЛ т.9)

НПЛ:« и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска».(ПСРЛ т.3)

Указывается на то, что новгородцы тоже от рода варяжского и что варяги являются пришлым населением, которое появилось на севере Руси после прихода туда восточных славян. Такая фраза предполагает, что не один, два варяга переселились в Новгород и даже не несколько семей, а довольно значительная часть варягов. Тем не менее, никаких следов в Новгороде скандинавских языков не было и нет. Так же нет и элементов скандинавской культуры. С другой стороны известно предание о Гостомысле. Гостомысл – западнославянское имя. Также и другие западнославянские имена представлены в новгородском именослове: (Домашь, Воигость, Сбыслав, Жирослав, сокращенное Жирох, Янь, Янъко, Янева улица, Матей)
Далее в той же статье 862 года варяги упоминаются в связи с захватом Аскольдом и Диром Киева.
862. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. (пер. Лихачева)
Аколъдо же . и Диръ . ѡстаста въ градѣ семь . и многи Варѧги скуписта . и начаста владѣт Польскою землею . (ПСРЛ. т.1)

Это сообщение не дает никаких указаний на этническую природу варягов. Дальше варяги встречаются в записи под 882 годом:
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. (пер. Лихачева)
[П]оиде Ѡлегъ поимъ воӕ многи Варѧги .Чюдь Словѣни . Мерю . и всѣ Кривичи . и приде къ Смоленьску съ Кривичи . и приӕ градъ . и посади мужь свои (ПСРЛ т.1)


В этом отрывке варяги не называются русью. Никаких намеков на скандинавов здесь нет. Олег тоже, в отличие от сказок норманнистов, не называется Хельги, и к этому скандинавскому имени не имеет никакого отношения.

882 г И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава. (пер. Лихачева)

[и] сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими . [и] бѣша оу него Варѧзи и Словѣни и прочи прозвашасѧ Русью . се же Ѡлегъ нача городъı ставити .и оустави дани Словѣномъ Кривичемъ и Мери и [устави] Варѧгомъ . дань даӕти ѿ Новагорода гривенъ . т҃ . на лѣт мира дѣлѧ . єже до смрти Ӕрославлѣ . даӕше Варѧгомъ . (ПСРЛ т.1)

И сѣде Ѡлегъ . кнѧжа в Кыєвѣ . и реч̑ Ѡлегъ . се буди мт҃(и) городом̑ Рус̑скымъ . и бѣша оу него Словѣни . и В(а)рѧзи . и прочии прозвашасѧ Русью . се же Ѡлегъ нача городы ставит̑ . и оустави дани Словѣнм̑(о) и
Кривичемъ . и Мерѧмъ и оустави Варѧгом̑ дань даӕти . ѿ Новагорода . т҃ . гри̑венъ на лѣт̑ . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ӕрославлѧ даӕше Варѧгом̑ (ПСРЛ т.2)


Академик Лихачев здесь зачем-то заменил в переводе словен, на славян. Честно говоря, мне не очень понятно, зачем он это сделал. Тем более, что в предыдущем отрывке он этого не делал. Возможно, он хотел подчеркнуть, что на всех восточных славян, не только новгородских словен, распространялось название русь. Но в тексте ведь есть указание на
прочие. Возможно, как норманнист, Лихачев пытался подтасовать так, чтобы по смыслу выходило, что славяне вообще не были изначально русью и стали только потом русью называться, тем самым исключая предположение о том,
что одно из славянских племен называлось русью. Вне зависимости от того, чем руководствовался Лихачев, нам нужно все-таки придерживаться текста летописи, где речь идет о том, что варяги, новгородские словены и прочие
(племена на территории Руси) стали называться русью. Летописец здесь утверждает, что варяги тоже прозвались русью. Это также не очень согласуется с записью от 862 года. Также указывается на то, что Олег повелел варягам дань платить. Намеков на скандинавов по-прежнему нет.

Также упоминание варягов встречается в сказании о славянской грамоте.
898г А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский. (пер. Лихачева)

а Словеньскыи ӕзьıкъ и Роус̑кыи : ѡдно єс̑ . ѿ Варѧгъ бо прозвашас̑ Роус̑ью . а первоє бѣша Словене . аще и Полѧне звахүсѧ но Словеньскаа рѣч̑ бѣ . Полѧми же прозвани бьıши . зане в поли седѧхоу, а ӕзык̑ Словен̑скї [имъ] єдин̑:~(ПСРЛ. т.1)

а Словѣнескъ ӕзыкъ и Рускыи ѡдинъ . ѿ Варѧгъ бо прозвашасѧ Русью . а пѣрвѣє бѣша Словѣне . аще и Полѧне звахусѧ . но̑ Словѣньскаӕ рѣчь бѣ . По̑лѧми же прозвашасѧ . занеже в полѣ сѣдѧху . ӕзыкъ Словѣньскыи бѣ
имъ єдинъ(ПСРЛ. т.2)


В этой записи опять появляется мысль о том, что от варягов славяне прозвались русью. Автор поясняет, что славянский и русский народ – одно и то же, и язык имеют общий, так как это один и тот же народ, но получивший другое название от варягов. Некоторую двусмысленность имеет термин «язык». Он может означать и народ и язык, на котором разговаривают. В тексте сказания этот термин используется в обоих значениях, но в целом, здесь, кажется, Лихачев прав, переводя его как «народ». Русь здесь связана только с варягами. Про скандинавов речь не идет. Молчание авторов летописи относительно первоначального языка варягов и руси, выглядит довольно странно, если учесть, что по версии
норманнистов, к восточным славянам переселилась довольно значительная масса скандинавов, разговаривающих на совсем другом языке.

907 г Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".(пер. Лихачева)

Иде Ѡлегъ на Грекы . Игорѧ ѡстави в Києвѣ . поӕ [же] множество Варѧг̑ . и Словенъ . и Чюд . и Словене . и Кривичи . и Мерю . и Деревлѧнъı . и Радимичи . и Полѧны . и Сѣверо . и Вѧтич̑ . и Хорваты . и Доулѣбы . и
Тиверци . ӕже соут толковины . си вси звахутьс̑ ѿ Грекъ Великаӕ Скоуѳ .(ПСРЛ. Т.1)

Іде Ѡлег(л)ъ на Грѣкы . Игорѧ ѡставивъ Кыєвѣ̑ . поӕ же множьство Варѧгъ. и Словѣнъ . и Чюди . и Кривичи . и Мерю . и Полѧны . и Сѣверо и Деревлѧны . и Радимичи . и Хорваты . и Дулѣбы . и Тиверци . ӕже суть толковины . си вси звахутьс̑ Великаӕ Скуфь .(ПСРЛ т.2)


Летописец перечисляет, из каких племен была надрана дружина Олега. Опять же Лихачев здесь безосновательно заменяет словен на славян. В этой записи восточнославянские племена перечисляются под своими именами.
Обобщенное имя «русь» не используется, несмотря на то, что уже несколько раз введено в повествование. Про скандинавов тоже речь не идет.
Далее варяги упоминаются в конце записи 941 года, когда Игорь после неудачного похода на Константинополь, начал снова собирать воинов для похода и послал за варягами.

941г Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них. (пер. Лихачева)

Игорь же пришедъ нача совкуплѧти воѣ многи . и посла по Варѧги многи 11 за море . вабѧ є на Греки . паки хотѣ поити на нѧ (ПСРЛ. т.1)

Игорь же пришєдъ. и нача съвокупити вои многы . и посла по Вѧрѧгы за море . вабѧ и на Грѣкы . пакы хотѧ поити на нѧ (ПСРЛ т.2)


Игорь посылает опять же за море, но летописец точного места не указывает. Варяги прибыли из-за моря и упоминаются в статье 944 года в составе дружины Игоря, отправившейся на Царьград.

В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. (пер. Лихачева)

Игорь же совкупивъ вои многи . Варѧги Русь и Полѧнъı . Словѣни и Кривичи . и Тѣверьцѣ и Печенѣги [наа] . и тали оу нихъ поӕ . поиде на Греки въ лодьӕх̑ и на конихъ хотѧ мьстити себе . (ПСРЛ. т.1)

Игорь совокупи воӕ многы . Варѧгы . и Русь . и Полѧны . и Словѣны . и Кривичи . и Тиверци . и Печенѣгы наӕ . и тали в нихъ поємъ . поиде на Грѣкы в лодьӕхъ и на конехъ . хотѧ мьстити сєбє(ПСРЛ т.2)


Интересно, что в записи о втором походе Игоря (944 г) варяги опять не смешиваются и не отождествляются с русью. Более того, и русь не смешивается с полянами, словенами и прочими славянами.

944 г. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, - это была соборная церковь, так как много было христиан -
варягов. (пер. Лихачева)

Указание на то, что среди варягов было много христиан также подтверждает версию о том, что варяги являются южнобалтийскими славянами, а не шведами или норманнами. В этот период среди южнобалтийских славян
христианство было распространено значительно сильнее, чем у скандинавов и даже датчан. Дело в том, что датских король Горм был ярым язычником и сознательно боролся против христианства. Об этом свидетельствует Адам
Бременский. «У данов в это время правил Хардекнут Вурм, свирепый червь, люто ненавидевший христианский народ. Пытаясь совершенно уничтожить христианство, которое было в Дании, он изгнал из ее пределов священников Божьих и очень многих из них замучил до смерти.»(Адам Брем.I, 55) Горм умер только в 936 году. В 935 году началась только миссионерская деятельность епископа Унни в Дании. По уверениям Адама Бременского, ему удалось склонить к христианской вере сына Горма Гаральда. Но этому противоречит тот факт, что Гаральд крестился только около 965 или 966 года. Из Схолии 20 мы узнаем, что Дания была крещена только в 966 году неким Поппо, после явленного чуда.
Епископ Унни также предпринял миссионерскую поездку в Швецию в Бирку, но был он там недолго и там же в 936 году умер. В 830-831 и в 851-852(или в 852-854) годах в Швеции был св. Ансгарий, но после изгнания миссии из Бирки христианство там было напрочь забыто. Унни приходилось начинать все сначала. «Ибо шведы и готы, или, лучше сказать, норманны, из-за эпохи варварских нашествий, когда у них в течение нескольких лет многие короли осуществляли кровавое господство, совершенно забыли христианскую религию, и их нелегко было обратить вновь …у шведов тогда правил некий Ринг с сыновьями Эриком и Эдмундом. Вполне вероятно, что воин Божий Унни посетил этих королей и, хоть те и не уверовали, получил у них разрешение проповедовать слово Божье в Швеции». (Адам Брем.I, 61) При таких обстоятельствах ожидать большого числа христиан среди скандинавов в 944 году крайне
сложно, да еще и выехавших в Русь. В тоже время, среди западных южнобалтийских славян христианство было уже достаточно хорошо распространено. Христианские миссии среди славян появились еще в IX в.
Первым принял христианство князь Славомир в 821 году. По свидетельству того же Адама при приемнике Унни епископе Адальдаге(936-988) христианизация славян была уже очень сильной и «почти все славяне в это время, как говорят, были обращены к христианской вере стараниями нашего владыки Адальдага» (Адам Брем.II, 20). Процесс христианизации славян особенно усилился после того, как Оттон I победил славян. «Тех, кого отец его усмирил в одном крупном сражении, он сокрушил наконец с такой силой, что они ради сохранения жизни и отечества охотно предложили победителю дань и приняли христианство. Так был крещен весь народ язычников, а в земле славян впервые построены церкви» (Адам Брем.II, 5). Но и до этих событий, христианство уже было достаточно распространено, а в 936-937 годах была создана Восточная марка во главе с маркграфом Геро на средней Эльбе, а также марка Биллунгов во главе с маркграфом Германом в нижнем течении Эльбы. Миссионерскую деятельность среди славян осуществлял монастырь св. Маврикия в Магдебурге. Конечно до полной христианизации западных славян было еще очень далеко и Адам несколько преувеличивает успехи миссионерской деятельности христианских проповедников. Но наличие значительного числа христиан среди западных славян в середине X в не вызывает сомнений. Если в Скандинавии миссионерская деятельность только начиналась в середине X века, то в землях славян уже было достаточно много христианских общин, были организованы церковные епархии и строились церкви. Таким образом, указание на большое число христиан среди варягов в 944 году, также делает более вероятным предположение о южнобалтийском происхождении варягов.

В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде….. Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. (пер. Лихачева)

Владимир, после своего бегства за море, возвращается с варягами в Новгород и затем идет на Рогволда. Где был Владимир и кто такие варяги по этому отрывку определить нельзя. Но проведение языческой реформы сразу после захвата Киева с установлением центрального культа Перуна, особо почитавшегося у балтийских славян, косвенно указывает на то, где он был.
«980 г. Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону…»(пер. Лихачева)

Убийство Ярополка двумя варягами, которые являются просто наемниками. У Ярополка тоже служит Варяжко. Само прозвище-имя Варяжко, показывает, что в период княжения Ярополка численно в Киеве варяг было мало, по крайней
мере, в окружении Ярополка. Обычно такие прозвища по этническому принципу для идентификации личности дают если таких представителей среди населения мало.
980г. После всего этого сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И сказал им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас, так отпусти в Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с такими словами: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого
же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного". (пер. Лихачева)


Отправка отряда варягов в Константинополь. Видно, что отряд варягов на службе у византийских императоров появился в 980 году. Так как Владимир письменно известил императора, и наверное указал как народ этот называется, можно предполагать, как в Византии узнали имя «варяг». Владимир отослал в Константинополь целый отряд. Из саг же мы узнаем, что только начиная с начала 11 века появляются упоминания о единичных случаях службы в дружине варангов норманн.

«983г Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына
своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили». (пер. Лихачева)

Сообщение это в летописи совпадает с языческим восстанием в землях западных славян в 983 году и возможно есть отголоском тех событий, которые развернулись на севере у западных славян в 983 году и привели к временному восстановлению язычества.
В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего(пер. Лихачева)
Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. (пер. Лихачева)

Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав, и пошел в село Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать:
"Мне уже тех не воскресить". И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил. (пер. Лихачева)

«И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка..» (пер. Лихачева)

Ярослав, как и его отец Владимир, активно использует наемных варягов. Но в этих отрывках нет указаний на то, из какой страны они прибыли.

В год 6526 (1018). «Пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с поляками. Ярослав же, собрав русь, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка и пришел к Волыню, и стали они по
обеим сторонам реки Буга».

«Стали собирать деньги от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен. И привели варягов, и дали им деньги, и собрал Ярослав воинов много».(пер. Лихачева)


Описывается национальный состав дружины Ярослава. Варяги здесь не отождествляются с русью.

(1024 )«И, возвратившись, пришел Ярослав в Новгород, и послал за море за варягами. И пришел Якун с варягами, и был Якун тот красив, и плащ у него был золотом выткан. И пришел к Ярославу, и пошел
Ярослав с Якуном на Мстислава. Мстислав же, услышав, вышел против них к Листвену. Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам. И наступила ночь, была тьма, молния, гром и дождь. И сказал Мстислав дружине своей: "Пойдем на них". И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга, и схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов. И была сеча сильна, и когда сверкала молния, блистало оружие, и была гроза велика и сеча сильна и страшна. И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял
свой плащ золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море. Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: "Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела"».(пер. Лихачева)


Опять указывается на привлечение варягов Ярославом. При этом упоминается и князь варягов Якун. Якун - часто встречаемое имя в новгородских летописях и понятно, что с варягами оно в Новгород и попало.
В битве с печенегами Ярослав снова использует варяг.

1036 г «Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне - киевлян, а на левом крыле – новгородцев» (пер. Лихачева)

После этого до 1118 года, условной даты завершения ПВЛ Нестором-Сильвестром, никаких других упоминаний варягов нет. Таким образом, анализ отрывков ПВЛ, восходящих к начальному летописному своду, касающийся варягов приводит к следующим выводам:

1.Варяги рассматриваются как жители южного побережья Балтийского моря.
Западная граница их расселения проходила по бывшим землям англов и
лангобардов, а в последствии саксонцев. Эти земли принадлежали племенам
южнобалтийских славян ободритов и вагров.

2.Во всех трех отрывках, касающихся этнической принадлежности варягов,
они противопоставляются норманнам и шведам, с ними ни разу не
отождествляются.

3.Летописцы знают о самоназвании шведов и называют их свеями, так же
как и вся остальная Европа. Также точно они знают и норманн.

4.Большое количество варягов-христиан в Киеве в 944 году также
указывает скорее на южнобалтийских славян, чем на скандинавов, так как
среди них на тот момент христианство было сильнее распространено.

5.Отрывки, касающиеся начальных этапов деятельности Владимира и его
языческой реформы, также косвенно указывают на его пребывание в землях
южнобалтийских славян, откуда он и привел дружину варягов, а с ними и
культ Перуна.

6.Возможно уже во времена Ярослава Мудрого, когда появились первые
шведские и норманнские наемники на Руси их, как наемников, тоже стали
называть варягами. Об этом свидетельствует отредактированная статья
Ипатьевской и Радзивиловской летописи 862 года, где варягам-руси
противопоставляются другие варяги - шведы, агняне, норманны, готландцы.
Но из самого текста видно, что в данном случае речь не идет об
использовании термина как этнического маркера, ведь здесь под варягами
понимаются разные народы. Но само противопоставление варягов-руси
норманнам и шведам никак не делает из летописца норманниста.


  • 1
> Тем не менее, никаких следов в Новгороде скандинавских языков не было и нет. Так же нет и элементов скандинавской
культуры.

Вообще-то это не совсем верно. На Рюриковом городище в слоях 9-11 веков найдено немало предметов, свидетельствующих о скандинавском присутствии.

"9-11 веков" - растяжимое понятие. Присутствие норманнов с пол. Х в. (Владимира) никто не оспаривает, емнип

присутствие норманов где? а то в Старой Ладоге они сидели еще с середины 8-го в.
да и "9-11 веков" дальше 9-11 веков не растягивается

ой, вот только недавно закончил спор с одним таким "далёким от споров о норманнском вопросе", так мне другой подвернулся :)) Он озвучил, давно мной подмеченный важный момент: среди археологов нет антинорманистов. Простим ему Рыбакова, ведь в основном это так. Вы думаете, они становятся норманистами в процессе "выкапывания древностей"? Нет, они уже приходят с четкой установкой найти следы "варягов-скандинавов" в как можно более раннем периоде. И то сетуют иногда, что чё-то надежды не оправдываются

что-то мне не попадалось пока ни одного археолога с такой установкой
мне без разницы были варяги славянами или скандинавами
предметы определенной культуры находят в слоях, относящихся к определенному времени, этого мне вполне достаточно

"...мне не попадалось пока ни одного археолога с такой установкой"
Ого, прямо не знаю, что сказать. А вдруг вы неправду говорите? ;) Историю и в школе, и в инсте преподают по опр. курсу. Мнение "Рюрик - швед" имеет даже школьник /если только не попадется оригинальный учитель, который все расскажет по-своему и будет высмеивать учебник, чем неминуемо ухудшит отношение к своему "лишнему" предмету вооще и себе в частности/
"мне без разницы были варяги славянами или скандинавами"
Тут мы более-менее солидарны. С нек-рыми оговорками.
"предметы определенной культуры находят в слоях, относящихся к определенному времени, этого мне вполне достаточно"
Мне вполне достаточно такого суждения: это два века разницы. Все равно, что сказать: "в XIX-XXI веках". Есть разница, не находите?
Надеюсь, вопрос исчерпан

Я как-то просматривала в книжном магазине учебники истории. Авторов не помню уже. Но в одном из трех учебников указывалось, что варяги, вероятно, были скандинавами, в другом - что легенда о призвании варягов, это вообще-то легенда, в третьем - говорилось, что Рюрик был либо скандинав, либо славянин. Магазин - "Буквоед" на Невском в Питере, если что. Видимо и в школах преподают по разному. Не знаю, есть ли в ЕГЭ вопрос "Кем был Рюрик по национальности?" Если учат отвечать на этот вопрос "Швед", то Фурсенко подлежит расстрелу.
У нас в Новгороде, да и в Ладоге тоже, датировка поставлена довольно хорошо. И если я пишу, что в слоях "9-11 века найдено", то это значит не "не то в 9-ом, не то в 11-ом что-то такое было", а "с 9 по 11 век, присутствуют, то есть, до 9-го века нет, в 9-ом есть, в 10-ом есть, в 11-ом есть, после 11 века - нет". Надеюсь теперь моя фраза относительно скандинавского присутствия в Новгороде будет понятней.

"Учебников" много, да. В школе говорили о скандинавах, но учебники не помню, какие были. В технаре была "Дрофа", там сказано, что русыпризвали "варягов-скандинавов". В инсте уже истории не было (продолжающее, без общеобр.), но в учебнике друзей из "Педика", довольно подробно останавливаясь на укладе жизни славян, пришли к выводу, что хоть варяги и не оказали влияния, но призвание было и князья были из них. Что совершенно опровергается договорами с греками. Вот такое "разнообразие мнений".
По поводу расстрела Фурсенки - поспрошайте людей, мало знакомых с историей, о варягах и Рюрике :) Фурсенко тут ни при чём.
По поводу определения нац. принадлежности археологич. находки - к сож., можно вывернуть по-всякому, и так было относительно недавно, когда, напр, любой древнерусский меч обзывали скандинавским. Балтские находки объяыляют исконно финно-угорскими, и т.д. В т.с. и датировка отходит на второй план


Edited at 2012-02-28 01:40 pm (UTC)

Есть вещи, которые трактуются совершенно однозначно. "Молоточки Тора" и рунические надписи, сложно интерпретировать как-то иначе, нежели как следы скандинавской культуры.

зато можно как молоточек интерпретировать топорик :) К тому ж и молоточки распространены довольно широко.
Рунических надписей - только на предположит. ввозных мечах, немного. Камень один(!) есть. Чё еще?
И да: нет таких вещей в археологии, которые трактовались бы однозначно. Это не паспорт

Не совсем так. Вот пряслице. Просто пряслице. И трактуй его как хочешь. Может оно славянское, может финно-угорское, может балтское, а может вообще германское. Тем не менее определяют. И довольно уверенно. Так же как и керамику. И много чего еще другого. Разработана типология, какие формы и виды для каких регионов и культур характерны. Так что молоточки - это молоточки, а топорики - это топорики. Я это говорю не потому что яростно желаю, чтобы скандинавы непременно были в 9 веке на территории Новгорода. Просто предметы, найденные на Рюриковом городище действительно типичны для скандинавской культуры, и их характер и концентрация не могут быть объяснены только торговыми контактами. Ну и что в этом такого? Почему им запрещено им тут быть? Вот даже в Северной Америке можно, а на Руси ни-ни, ни в коем разе. В чем причина такого упорного отрицания?

вещи, которые трактуются совершенно однозначно. "Молот

Вобще-то вещи, которые "трактуются совершенно однозначно" имеют ближайшие аналогии на славянском Руяне, а "скандинавские гребни" оказываются на деле фризскими, которые фризы распродавали по всей Балтике. Так, к слову об интерпретациях. Археология не дает 100% доказательств массового проникновения скандинавов в Новгородию.

Молоточки Тора - это следы скандинавской культуры, но не доказательство того, что варяги являются скандинавами. Не нужно делать выводы. которые из этого не следуют.

не путайте языковые и культурные заимствования с находками артефактов. Конечно какие-то вещи скандинавские находят в Новгороде и на Рюриковом городище, но это не означает, что импорт этих вещей или привоз их скандинавами как-то влиял на восточнославянскую культуру. Скандинавов было очень мало, они, естественно, никакого государства у нас не образовывали. Поэтому и культурного или языкового влияния не прослеживается.

Не путаю ни в коем разе. Наличие предметов, не характерных для данного региона ни сколько не значит ассимиляцию или даже культурное влияние. Скандинавы не колонизировали Русь. Они не привозили сюда жен. Они сами испытывали культурное влияние славян. Причем очень мощное. Потому и растворились в их массе не оставив следа ни в языке, ни в культуре. О численности можно спорить. Я допускаю их присутствие в виде наемных дружин, кто-то настаивает на их практически случайном, чуть ли не единичном присутствии, а кто-то считает, что действия норманов в Восточной Европе мало отличались от их действий в Европе Западной. Кто прав, надеюсь время все таки покажет когда-нибудь. Хотя скорее всего мы так и будем гадать, пока фантастика не свершится и кто-нибудь машину времени не изобретет.

  • 1